Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Задания по русскому языку и литературе для высокомотивированных учащихся

Дата: 8 декабря 2020 в 19:22, Обновлено 8 декабря 2020 в 19:25
768 просмотров

Русский язык

Задание 1.

Расставьте ударения в следующих словах:

Диспансер, жалюзи, вероисповедание, асимметрия, дремота, запасник, знамение, афинянин, насадит, новорожденный, обнаружение, откупорить, созыв, новоприбывший, иссиня-чёрный, ходатайствовать.

Задание 2.

 Выполните морфемный разбор слов (разобрать слова по составу):

Неподвластный, безголосый,  бездорожье,  последовательный, черепаший, лепесточек, обыскивать

Задание 3.

В каких случаях значение заимствованных слов истолковано неверно? Дайте верное их значение.

а) Антиквар – любитель или продавец книг и предметов, связанных с античной культурой.

б) Абсолютный – безусловный, совершенный, полный.

в) Скрупулёзный – занудный, скучный.

г) Идиллия – мирная, счастливая, гармоничная жизнь.

д) Анахронизм - устаревший взгляд, подход; пережиток.

Задание 4.

 Найдите «четвёртое лишнее» в рядах, объясните свой выбор.

1)     На всех парусах, со всех ног, во всю Ивановскую, во всю прыть.

2)     Бить баклуши, нести ахинею, плевать в потолок, сидеть сложа руки.

3)     В час по чайной ложке, засыпать на ходу, черепашьим шагом, рукой подать.

4)     Ума палата, тёртый калач, стреляный воробей, прошёл огонь и воду.

5)     Ни богу свечка ни чёрту кочерга, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни в городе Богдан ни в селе Селифан.

Задание 5.

 Решите орфографические и пунктуационные задачи:

Человек (не)спеша ш..л по мощ…ой улице глядя по сторонам с любопытством. Давно (не)бритые щ..ки заросшие густой щ..тиной коротко стриже..ые волосы старая солдатская шинель прожж..ая и прострел..ая пулями. За спиной у него в..сел тощий н..чем, кажется, (не)заполне..ый вещевой меш..к связа..ый сверху засале..ой беч..вкой. Человек он был, несомне..о, (не)здешний а потому остановился на перекрёстк..  очевидно пр..бывая в (не)доумени.. и ра..читывая  куда идти дальше. Свернув (на)лев.. и пройдя (не)много (в)перёд  он ост..новился пор..ж..ый увиде..ым: вид Кремля вдруг открылся ему.

Задание 6.

Определите синтаксическую роль инфинитива в предложениях. Подчеркните инфинитив как член предложения:

1)       Командовать парадом буду я!   

2)       Умение искать и находить лучшее обогащает человека духовно.

3)       Дружба должна включать элемент восхищения.

4)       Мать научила его видеть и понимать прекрасное.

5)       Говорить было трудно, воздуху не хватало.

6)       Иван Александрович, ступайте департаментом управлять.

Задание 7.

В каких предложениях между подлежащим и сказуемым следует поставить тире?

Докажите с помощью пунктуационных схем.

1) Увлечься наукой  постичь мир (В.Обручев). 2) Дружба не услуга, за неё не благодарят (Г.Р.Державин).3) Обычай  деспот меж людей (А.С.Пушкин).4)Превосходная должность  быть на земле человеком! (М.Горький).5) Кактус, пожалуй, самый неприхотливый цветок (В.Токарева).6) Простота есть необходимое условие прекрасного (Л.Н.Толстой).

Задание 8.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, мандарин, носок, помидор, дно, чулок, яблоко, брелок

Задание 9.

Определите тип простых предложений. Укажите полные или неполные эти предложения.

1)Много грибов попадалось нам в то утро. 2) За дождём не видно было ни моря, ни неба.

3) Белые рощи берёз. 4) На удар отвечают ударом. 5) В небе чёрный орёл.6) Сижу, никого не трогаю, починяю примус. 7) Было грустно расставаться с новым другом. 8) В тайге по-прежнему гудело, стонало, выло. 9) И вот уже здесь нет ни звука в предгорьях скрывшегося лета. 10) Ни капельки не устала.

Русская литература

Задание 10.

С какими историческими событиями связаны следующие произведения? Назовите их авторов.

а) «Капитанская дочка».

б) «Русские женщины».

В) «Бородино».

Задание 11.

Пейзажные зарисовки в художественном произведении играют немаловажную роль. Перед вами – несколько из них. Укажите автора и название художественного произведения.

а) «Я ушёл поздно. Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению <…>         Шёпот ветра в моих ушах, тихое журчание воды за кормою меня раздражали, и свежее дыхание волны не освежало меня …»

б)

Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Сердитых сотне голосов

Подобился. Хотя без слов,

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

 

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою…

 

 

в)  Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем».

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.