Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 104 человека

Новые формы организации дошкольного образования

Дата: 4 ноября 2017 в 20:02, Обновлено 4 ноября 2017 в 22:09

Порядок создания групп кратковременного пребывания детей

  1. Группы кратковременного пребывания любого вида создаются в ДУ для детей дошкольного возраста при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения. Помещения должны отвечать педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.
  2. Руководитель ДУ, имея банк данных о детях дошкольного возраста, в соответствии с запросами родителей на образовательные услуги, подает в отдел (управление) образования докладную с описанием ресурсных возможностей ДУ на открытие новой формы дошкольного образования.
  3. Отдел (управление) образования рассматривает предложение ДУ и принимает решение об открытии новой формы дошкольного образования после согласования данного вопроса с финансовыми органами, издав приказ по отделу (управлению) образования.
  4. Руководитель дошкольного учреждения, получив приказ по отделу (управлению) образования, формирует и утверждает штатное расписание, режим дня; составляет список детей; принимает заявления родителей (законных представителей).
  5. Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу.
  6. Наполняемость устанавливается в зависимости от вида группы и цели ее создания в соответствии с Положением об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 9 ноября 2004 г. № 66.
  7. Приём детей в группы осуществляется на основании заявления родителей, медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка.
  8. В группе кратковременного пребывания количество воспитанников не должно превышать 12. При этом в группе может быть от 2 до 12 детей в зависимости от их возраста и наличия.
  9. Группы функционируют по гибкому режиму: от 2-х до 5-и раз в неделю, от 2-х до 7-и часов в день в зависимости от потребностей родителей. Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования.
  10. Одним из главных условий рациональной организации жизнедеятельности детей является распорядок дня группы. Он определяется количественным и возрастным составом группы.
  11. Отношения между ДУ, имеющим группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
  12. Содержание организации образовательного процесса с детьми, деятельность работников дошкольных групп (ясельных, детского сада) семейного детского сада, детского сада на дому, игровой, сезонной площадки регламентируется действующими нормативными и программно-методическими документами в области дошкольного образования.
  13. Образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребёнка.
  14. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учётом возможностей, интересов, потребностей самих детей.
  15. Организация питания зависит от режима работы группы, времени пребывания в ней детей, их возраста.
  16. В дошкольных учреждениях (группах) с кратковременным пребыванием питание организуется при условии их пребывания в учреждении (группе) 3,5 и более часов.
  17. Плата за питание ребенка, если он  находится в ДУ до 3,5 часов, не взимается.

Группа выходного и праздничного дня

Цели:

  • помощь родителям в случае их занятости на работе в воскресные, праздничные дни;
  • организация совместного досуга родителей и детей (семейные клубы);
  • обеспечение общения ребёнка со сверстниками.

Задачи:

  • помочь родителям в воспитании и развитии детей;
  • создать условия для получения детьми ярких положительных эмоций, организуя досуг в выходные (праздничные) дни;
  • развивать в детях любознательность, желание познавать;
  • формировать коммуникативные качества;
  • развивать эстетический вкус и творческие способности ребёнка;
  • укреплять взаимоотношения между родителями и детьми.

Предметно-развивающая среда и организационные формы.

Группа художественно-эстетического развития.

         Для данной группы возможно использование следующих помещений: зал, театральная студия, мини-музей кукол, мастерская, изостудия, музей прикладного искусства.

         Необходимое оборудование: пианино, рояль (или другой музыкальный инструмент), технические средства (музыкальный центр, аудио- и видеотека), наглядные пособия для занятий, игрушки, музыкально-дидактические игры. Пособия и оборудование для изодеятельности: мольберты, краски, карандаши, кисти, бумага, пастель, мелки и т.д.; подборка репродукций картин белорусских и зарубежных художников.

         Организационные формы:

  • музыкальные занятия, разнообразные по структуре и содержанию;
  • занятия по изодеятельности;
  • театрализованные игры или работа в театральной студии ДУ;
  • развлечения и праздники;
  • походы в музеи;
  • кружки по интересам;
  • «семейного клуба выходного дня».

Физкультурно-оздоровительная группа.

         Для данной группы используются следующие помещения: физкультурный зал, бассейн, фитобар, массажный кабинет.

         Необходимое оборудование: плавательные и прочие принадлежности для бассейна, резиновые доски, игрушки, ласты и т.д. Физкультурное оборудование в зале (мячи, обручи, дуги, кубы и пр.). Фитобар: фитококтейли, кислородные коктейли и т.д.

         Организационные формы:

  • занятия по плаванию;
  • физкультурные занятия в зале, на участке;
  • физкультурные развлечения и праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Сильным, ловким вырастай», «Витаминная семья» и т.п.;
  • спортивные секции и т. п.

Организация работы группы

          Важнейшее условие при установлении режима в группе выходного или праздничного дня — согласование с родителями начала и длительности дневного сна ребенка.

В группе может находиться от 2 до 12 воспитанников в зависимости от возраста и наличия детей.

Для организации работы группы характерно:

  •  вариативность создания развивающей среды и разнообразие форм организации деятельности детей в группе..
  • создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
  • согласование с родителями начала и длительности дневного сна ребенка.

Группа вечернего пребывания

Цели:

  • помощь родителям в уходе и присмотре за детьми, а также в вопросах воспитания и обучения;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
  • обогащение личностной сферы ребенка посредством общения и разнообразной детской деятельности в вечернее время;
  • социализация детей, не посещающих ДУ, обеспечивающая успешную их адаптацию в новых условиях.

Задачи:

  • создать условия для обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • закрепить отношения сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми;
  • прививать детям культуру общения друг с другом и со взрослыми, способствовать усвоению детьми нравственных ценностей;
  • стимулировать познавательную активность детей, используя разнообразные методы воспитания, обучения, развивающую среду.

Организация работы группы

         Учитывая то, что в такие группы вечернего пребывания приходят дети, уже уставшие за день, накопившие не только положительные, но и отрицательные эмоции, педагогу особенно важно создать атмосферу добра, радости, красоты, уюта. Осуществить это может только терпеливый, внимательный, добрый воспитатель, который сам умеет радоваться, удивляться, быть чутким к внутреннему миру и жизни ребенка. В группах вечернего пребывания находятся дети разного возраста, поэтому педагог должен владеть разнообразными педагогическими технологиями (использовать дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности) и умело вовлекать родителей в образовательный процесс.

         При определении содержания работы с детьми целесообразно учитывать принцип сезонности. Например, в весенне-летний период можно большую часть времени проводить на участке. В осенне-зимний период, когда световой день уменьшается, дети могут дольше находиться в помещении. Это, в свою очередь, влияет на организацию работы в группе. В вечернее время нежелательно проводить учебные занятия, играть в шумные, возбуждающие нервную систему ребёнка игры, использовать громко звучащие игрушки и музыкальные инструменты (такие как металлофон, барабан и т.д.).

         Можно организовать наблюдения за природой, изобразительную деятельность, конструирование, театрализованную деятельность, спокойные игры, чтение художественной литературы, пение, слушание негромкой музыки, создать условия для самостоятельной работы детей.

         Варианты чередования видов деятельности могут быть разнообразными.

Организация предметно-развивающей среды

         Хорошо, если в группе будут созданы условия для художественной деятельности дошкольников, среда, которая способствует эмоциональному благополучию детей и их эстетическому развитию. Элементами такой среды могут быть: магнитофон и к нему набор кассет с произведениями композиторов-классиков, народной и современной музыкой; звучащие музыкальные игрушки (музыкальные книжки, волчки, органчики с зафиксированной мелодией) и т.п.

         Необходимо создать условия для театрально-игровой деятельности детей: изготовить ширму, приобрести наборы кукол для театра Петрушки, настольного, плоскостного и объемного, пальчикового, теневого театров, фланелеграфа; расположить маски, шапочки, элементы костюмов удобно для детей.

         Театрализованные игры можно связать с изобразительной деятельностью, когда дети создают декорации, костюмы персонажей, кукол. Воспитатель помогает детям объединиться в небольшие творческие группы, вместе выбрать, подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.

         В группе можно создать уголок релаксации. Для этого целесообразно использовать специальные кассеты с записью музыки и звуков природы («Морской бриз», «Тропический остров», «Волшебство леса» и т.д.).

         Для развития интереса и формирования эмоционально-положительного отношения к живой и неживой природе важен непосредственный контакт ребенка с объектами природы, как на участке, так и в помещении.

         Требования к подбору объектов природы для группы вечернего пребывания такие же, как и для других групп ДУ.

Для организации работы группы характерно:

  • создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
  • создание атмосферы добра, радости, красоты, уюта с учетом эмоционального и физического состояния детей к концу дня;
  • особые требования к личности педагога: терпеливость, чуткость, внимание к детям, умение радоваться, удивляться и т. д.;
  • дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его интересов и способностей;
  • учет принципа сезонности (время пребывания детей на воздухе и в помещении);
  • исключение (желательно) обучающих занятий, возбуждающих нервную систему ребенка игр, использования звучащих игрушек и музыкальных инструментов;
  • вариативность чередования видов деятельности (наблюдения, изобразительной деятельности, конструирования, театральной деятельности, строительных игр, чтения художественной деятельности, слушания сказок и т.п.).
  • создание музыкальной среды, способствующей эмоциональному благополучию детей и их эстетическому развитию, условий для театрально-игровой деятельности, уголка релаксации.

Адаптационная группа

         Цель:

  • осуществление преемственности в воспитании детей между семьей и дошкольным учреждением;
  • ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
  • установление сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

Задачи:

  • укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • обеспечить эмоциональное благополучие малышей с учетом их индивидуальных особенностей;
  • формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками;
  • развивать познавательную сферу, расширять кругозор;
  • установить взаимодействие с родителями воспитанников с целью развития у них педагогической компетентности.

Организация предметно-развивающей среды

         В группе желательно иметь отдельный вход. Необходимо отвести помещение для раздевания детей и родителей.

         Игровая комната должна быть снабжена ковровыми покрытиями, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий, стульями для родителей.

         Очень важен правильный подбор игрушек. Следует иметь в виду, что игрушки, приобретенные для игр детей, должны быть притягательны для всех малышей.

         Количество игрушек определяется исходя из списочного состава детей в группе, но не менее 2-3-х игрушек (игр) одного наименования.

         Организация работы группы

         Приоритетными направлениями в работе с детьми раннего возраста в адаптационной группе являются социализация детей в обществе сверстников, формирование навыков общения, ориентировка на личностное развитие детей, развитие навыков в ведущих видах деятельности.

         Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков самостоятельности в различных видах

деятельности с учетом интересов и возможностей детей раннего возраста, их потребностей и запросов родителей. Индивидуальная оптимальная нагрузка определяется возможностями детей данного возраста.

Организуя прием детей в группе, особое внимание следует уделять формированию стойкого психологически-комфортного настроения у каждого ребенка. Очень важно укреплять личностные контакты с каждым приходящим ребенком. Необходимо помнить, что ведущий вид общения в раннем возрасте — это деловое общение и совместная деятельность со взрослым.

 Особая роль принадлежит индивидуальному подбору игр для детей (по мере их прихода в группу).

Очень полезно организовывать прием малышей на воздухе. Это способствует легкому течению адаптационных процессов, социализации детей в коллективе сверстников, укреплению здоровья детей.

         На прогулке организовывается самостоятельная, двигательная деятельность детей:, проводятся физические упражнения и подвижные игры, наблюдения, экскурсии по «красивым местам» территории дошкольного учреждения, игры с песком, индивидуальная работа с малышами и т. д.

         Если прием детей осуществляется в группе, целесообразно организовывать игры-забавы, игры с дидактическими игрушками, чтение потешек, индивидуальную работу по развитию движений, речи детей, мелкой моторики рук, сенсорному воспитанию. Очень радуют малышей игры с водой, со строительным материалом.

         Если прием детей осуществляется во 2-й половине дня, то особое внимание следует уделить играм с сюжетно-образными игрушками. Интересно и с пользой можно провести музыкально-дидактические игры. Вся работа организуется индивидуально или с объединением детей в группы по 2-3 человека.

Для организации работы группы характерно:

  • присутствие родителей в группе;
  • наличие помещения для раздевания не только детей, но и их родителей;
  • снабжение игровой комнаты не только мебелью для детей, но и стульями для родителей;
  • индивидуальный подбор игр для детей по мере их поступления в группу;
  • организация приема детей на воздухе (желательно), что способствует более легкому течению адаптационных процессов, социализации детей в коллективе сверстников, укреплению здоровья детей;
  • на начальном этапе — организация игр, игр-занятий с подгруппой из двух семей;
  • обязательное включение родителей в игры детей не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего;
  • осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку;
  • деление пространства на постоянные игровые зоны, в которых учится –ориентироваться ребенок;
  • «одомашнивание» среды.

Группа с углубленным направлением в работе

(оздоровительного, художественного, эстетического воспитания, с изучением иностранного языка и др.)

Группа с изучением иностранного языка

Цель:

  • Создание атмосферы, в которой дети овладеют способностью существовать в мультикультурном сообществе.

Задачи:

  • Создать в группе эмоционально - комфортную развивающую среду, позволяющую обеспечить детям общение личностного характера как со взрослыми так и друг с другом.
  • Воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке.
  • Формировать умение достигать коммуникативныхз целей при ограниченном владении языком.
  • Подготовить детей к дальнейшему более осознанному изучению иностранного языка.

Организация работы группы.

         Для реализации поставленных задач в данных группах создаётся развивающая среда, которая предусматривает наличие определённых помещений и оборудования не только для детей, но и для родителей (информация о том, чем дети занимались сегодня, задания для родителей и т. д.).

         У детей дошкольного возраста психологический барьер перед речью на другом языке практически отсутствует, и это обстоятельство является существенным психологическим, а значит, и методическим преимуществом этого возраста при овладении  вторым языком. Это следует  учесть при подборе игр, которые построены на ограниченном лексическом и грамматическом материале (и с учётом лексики, изучаемой на занятии темы). Это могут быть настольно-печатные игры «Волшебные кубики», лото, домино, лабиринты, «Телевизор».

         На основе языка сказок могут проводиться театрализованные игры. Проводятся они в двух направлениях: с изменением сюжета, сохранив образы произведения, или с заменой героев, сохранив содержание сказки. При выборе сказок необходимо учесть, чтобы и в книжном уголке, и в театрализованных играх были представлены как фольклорные сказки, так и национальные (с учётом национального состава группы). Очень хорошо использовать с детьми подвижные и хороводные игры с текстом для овладения словарём, грамматическим строем речи и для решения других речевых задач. В движении ребёнок может усвоить содержание того или иного стихотворного произведения. Это позволяет ему глубже, активнее проникать в смысл исполняемого в игре речевого действия.

         Следует продуктивно использовать в работе с детьми различные речевые дидактические игры («Кто что делает?», «Кто пришел к Маше?», «Научи мишку делать гимнастику» и др.).

         Педагоги могут помочь в овладении иностранным языком и родителям. Для этого в ДУ могут работать «Школа для родителей», «Клуб изучения иностранного языка» и т.п.

         Давая родителям задания на дом, педагоги должны придерживаться определённых принципов:

  • задания должны быть простыми, не требующими длительного времени на подготовку и выполнение;
  • педагог обеспечивает родителей материалами, необходимыми для выполнения задания (если предлагается прочитать или заучить какое-либо художественное произведение, его текст выдаётся в напечатанном виде);
  • домашнее задание должно предполагать сотрудничество взрослого с ребёнком (родитель играет активную роль, а не только роль наставника);
  • задание должно быть интересным, дающим возможность для творчества.

При составлении сетки занятий предполагается, что они будут проводиться по подгруппам (в зависимости от количества детей и их возрастного состава).

Для организации работы группы характерно:

  • присутствие родителей (желательно);
  • наличие определенных помещений (среды), пособий не только для детей, но и родителей;
  • подбор игр, построенных на ограниченном лексическом и грамматическом материале и с учетом лексики, изучаемой на занятии темы;
  • использование театральных игр на основе языка сказок (с изменением сюжета и сохранив образы произведений или с заменой героев, сохранив содержание сказки);
  • использование подвижных и хороводных игр с текстом для овладения словарем, грамматическим строем речи и т. д. (содержание стихотворных произведений ребенок усваивает в движении, что позволяет глубже, активнее проникать в смысл слов);
  • включение родителей в образовательный процесс.

Группы компенсирующие

(коррекционная работа с детьми с особенностями в психофизическом развитии)

В компенсирующих группах специалисты организуют и проводят коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в психофизическом развитии.

Цель:

  • Оказание систематической психолого–медико–педагогической помощи детям с особенностями в психофизическом развитии.
  • Содействие интеграции детей с особенностями в психофизическом развитии в обычную группу дошкольного учреждения и их адаптации к новым условиям.
  • Обеспечение динамики индивидуального развития детей.
  • Консультативно – методическая поддержка родителей воспитанников.

Задачи.

  • Создать в группе атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.
  • Диагностировать и корректировать уровень развития и обучаемости каждого ребёнка.
  • Формировать способности к волевым усилиям, произвольной регуляции деятельности и коммуникативные навыки у ребёнка
  • Развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу, психические процессы у детей.
  • Формировать у детей познавательные навыки, стимулировать развитие различных поисковых способов ориентировки в окружающем.
  • Обучать родителей адекватной модели взаимодействия с ребёнком.

Организация развивающей среды

         Важно общими усилиями взрослых (родителей и педагогов) создать в группе особый микроклимат, атмосферу уважения личности ребёнка и личности взрослого.

         Игровое пространство группы следует поделить на постоянные игровые зоны, в которых ребёнок постепенно учится ориентироваться. Оборудование внутри зон время от времени должно меняться, но при этом основное назначение данной части игрового пространства остаётся прежним.

Организация работы группы

         Работа в данной группе осуществляется с учётом не столько биологического сколько психологического возраста ребёнка и включает в себя обязательное решение коррекционно - развивающих задач. Эти задачи могут быть реализованы в различных видах деятельности.

         Планируя работу с детьми, воспитатель учитывает физические возможности ребёнка (например: замедленность реакции, ограниченность в движениях и т.д.). В ходе работы должен осуществляться индивидуально – дифференцированный подход к детям: с одной стороны, необходим учёт индивидуально- типологических особенностей каждого ребёнка, с другой — учёт особенностей группы в целом.

         На занятиях с ребёнком обязательно присутствие сопровождающего подготовленного взрослого (как правило, мамы) и включение его в совместную деятельность в роли активного участника происходящего.

         В занятии принимает участие узкопрофильный специалист.

         Педагоги намечают направления работы с родителями. В ходе групповых занятий родители учатся по - новому видеть своего ребёнка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их.

         Для успешного развития ребёнка необходимо выполнение домашних заданий.

Для организации работы группы характерно:

  • обязательное обследование каждого ребенка при поступлении в группу различными специалистами;
  • немногочисленный состав группы;
  • обязательное присутствие сопровождающего ребенка подготовленного взрослого (как правило, мамы);
  • совместная работа с детьми и их родителями;
  • участие в занятиях узкопрофильного специалиста;
  • учет физических возможностей детей при организации и проведении занятий;
  • на начальном этапе формирования группы — проведение занятий с подгруппой из 2-х семей;
  • заполнение индивидуальных карт развития (1 раз в полугодие);
  • составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ, полугодовой характеристики на каждого ребенка, итоговой психолого-педагогической характеристики.

Семейный детский сад

(группа семейного типа)

Цели:

  • Помощь родителям в воспитания, обучения и развития детей.
  • Своевременная социализация дошкольников в условиях разновозрастной группы.

Задачи:

  • Обеспечить уход за детьми дошкольного возраста.
  • Создать условия для физического, познавательного и речевого развития детей, развития разных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей дошкольников.
  • Формировать у детей разного возраста навыки межличностного общения.

Организация работы  группы

         Семейный детский сад с кратковременным пребыванием детей может функционировать на дому или в учреждении образования. Комплектуется детский сад детьми из одной семьи и (или) детьми, состоящими в родственных отношениях. Возможно совместное пребывание детей и родителей в удобное или определенное время.

         В семейном детском саду могут функционировать разновозрастные, прогулочные, вечерние группы, группы выходного (праздничного) дня.


Детский сад на дому

Цели:

  • Обеспечение…
  • Помощь…
  • Удовлетворение…
  • И т.д.

Задачи:

  • Изучить…
  • Создать…
  • Развивать…
  • Укреплять…
  • Формировать…
  • Воспитывать…
  • И т.д.

Организация развивающей среды

  • Обоснование создания развивающей среды
  • Варианты организации развивающей среды
  • Особенности развивающей среды

Организация работы с детьми

  • Виды детской деятельности
  • Взаимодействие детей и взрослых
  • Межличностное взаимодействие детей разного возраста
  • Участие родителей

Сезонная, игровая площадка

         Цель:

  • Своевременная социализация дошкольников в коллективе детей и взрослых.
  • Обеспечение ухода и оздоровления детей с учетом пожеланий родителей.

Задачи:

  • Создать условия для приобретения дошкольниками опыта общения со сверстниками и взрослыми, развития разных видов деятельности с учетом интересов и потребностей детей.
  • Содействовать развитию личности каждого ребенка.
  • Помочь родителям воспитанников в досмотре детей, в формировании у них основ готовности к школьному обучению.

Организация работы группы

Сезонная, игровая площадка с кратковременным пребыванием детей комплектуется и функционирует в таком же порядке, как и семейный детский сад и (или) с 3-4-хсменным режимом работы.

Сезонная, игровая площадка может быть организована по запросам родителей на базе дошкольного учреждения, которое посещают другие дети на постоянной основе или специально выделенного помещения (в том числе, на дому у педагога), участка, условия которых отвечают санитарным нормам и правилам, строительным нормам, в тех населенных пунктах, где нет дошкольных учреждений

Сезонная площадка организуется на период посевной, уборочной страды.

          Игровые площадки организуются по запросам родителей в тех населенных пунктах, где нет дошкольных учреждений с целью досмотра детей, наблюдению за ними, организации игровой деятельности малышей.


Группа по подготовке детей к школе

Цели:

  • Обеспечение преемственности между дошкольным и школьным уровнем образования.
  • Удовлетворение запросов родителей по развитию индивидуальных способностей детей, их всестороннему развитию.
  • Создание условий для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи:

  • Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу, не посещающих дошкольное учреждение.
  • Содействовать обеспечению мотивационной, интеллектуальной, волевой, личностной, социально-психологической, эмоциональной готовности детей к школе.
  • Помочь родителям в подготовке детей к обучению в школе.
  • Заложить основы доброжелательного отношения к сверстникам, формировать навыки общения со взрослыми.
  • Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
  • Обеспечить психологическое сопровождение воспитанников группы.

Организация развивающей среды

         Дети шестого года жизни испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного удовлетворения этой потребности от перевозбуждения они становятся непослушными, капризными. Чтобы избежать таких проявлений, в группе предусмотрены возможности для разнообразной двигательной деятельности. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2 — 4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Для детей необходимо предусмотреть пространства для разнообразной детской деятельности (учебной, игровой, познавательно-практической, художественной и т. п.), а также для общения и уединения детей.

         Оформление предметно-развивающей среды должно быть эстетичным, привлекательным для детей, радовать их, побуждать к активным действия.

         Желательно, чтобы дети с самого начала своей жизни в группе принимали участие в оформлении помещений, создании и преобразовании среды.

Организация образовательного процесса

Работа с детьми в подготовительных группах строится на основе «Программы образовательных услуг детям шестого года жизни, не посещающим дошкольное учреждение» (2005 г.), содержание которой скорректировано с содержанием национальной программы воспитания и обучения дошкольников «Пралеска» и программами первых классов начальной школы.

Реализация программы возможна по следующим моделям:

I модель. Привлечение детей к посещению учреждения образования в течение 1 — 2 месяцев. Выбор времени проведения образовательной работы осуществляется по согласованию с родителями. Организованная педагогическая деятельность проводится учителями начальных классов или воспитателями дошкольных учреждений ежедневно, 5 раз в неделю, желательно в первой половине дня. Количество занятий — 3 — 4 в день длительностью не более 30 мин. Организация работы с детьми может осуществляться как в группе, так и по подгруппам, парами, индивидуально.

II модель. Реализация программы при посещении ребенком учреждения в «условиях гибкого режима». Дети посещают дошкольное учреждение в течение учебного года:

  • по определенным дням, но не менее двух раз в неделю, желательно в первой половине дня (могут привлекаться узкопрофильные специалисты);
  • ежедневно во время, отведенное режимом для специально организованного обучения (дети подключаются к основной группе);
  • ежедневно во время, определенное родителями (индивидуально).

III модель. Реализация программы в условиях посещения кружков. Содержание работы с детьми является дополнительной образовательной услугой и осуществляется на договорной основе узкопрофильными специалистами дошкольного учреждения.

При организации работы группы по подготовке детей к школе необходимо их психологическое сопровождение, которое реализуется педагогом-психологом дошкольного учреждения или школы. Его усилия должны быть направлены на:

  • регулярное, систематическое проведение психологических занятий, тренингов, ориентированных на раскрытие индивидуальности ребенка, его адаптацию к новым условиям;
  • информирование, консультирование взрослых по вопросам развития детей;
  • вовлечение в развивающую работу родителей, педагогов в качестве участников психологических занятий, тренингов;
  • проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, соответствующих тематике и целям психологических занятий, тренингов;
  • изучение динамики развития детей как в отношении функционального созревания психики, так и качеств личности.

Для организации работы группы характерно:

  • соответствие игрового пространства потребностям ребенка в социальном развитии (определение сферы для сюжетно-ролевых и театрализованных игр, художественного творчества, конструирования и других видов деятельности);
  • максимальное обеспечение развивающей среды разнообразными дидактическими и учебными пособиями, играми (для успешного выполнения задач по подготовке детей к школе в условиях кратковременного пребывания);
  • предпочтение различным дидактическим и развивающим играм по всем направлениям развития и обучения детей;
  • психологическое сопровождение воспитанников группы, которое реализуется педагогом-психологом дошкольного учреждения или школы;
  • предоставление детям возможности для разнообразной двигательной деятельности , отсюда — соответствующее размещение мебели, игрушек, пособий;
  • помощь родителям в осознании необходимости контакта дошкольного учреждения и семьи для достижения лучших результатов в воспитании , развитии и обучении их детей.

В связи с обновлением организации и содержания работы всех структур системы образования возрастает преемственность ее звеньев.

Успех обучения детей в школе зависит от уровня развития, достигнутого ими в дошкольном возрасте. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, труднее привыкают к школьному режиму, у многих из них слабее сформирована готовность к обучению в школе.

В целях осуществления гуманного подхода к развитию личности ребенка, процесса его адаптации к школьному обучению целесообразно проводить образовательную работу в последний год перед поступлением в школу в организованном порядке: в группах пятилеток в дошкольном учреждении, в специально организованных группах в учреждениях образования и т. п.

         В дошкольном учреждении (или в учреждении образования в сельской местности) с учетом пожеланий родителей могут создаваться группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольное учреждение (в том числе, на платной основе):

  • общего назначения (вечерние, выходного и праздничного дня, прогулочные и т. д.);
  • с углубленным направлением в работе (физкультурно-оздоровительным, эстетическим и другими);
  • по подготовке детей к школе;
  • по адаптации детей и другие.

Группа кратковременного пребывания обеспечивает развитие детей, не посещающих дошкольное учреждение, их своевременную социализацию в коллективе сверстников и взрослых и взрослых, формирование основ готовности к школьному обучению.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.