Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Рекомендации

Дата: 15 апреля 2020 в 20:22, Обновлено 27 января 2021 в 16:45

КОНСУЛЬТАЦИЯ  УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Уважаемые родители!

Обратите, пожалуйста, внимание на то, как важно проводить с ребёнком артикуляционную гимнастику.

      Большую роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артику­ляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

      Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

      Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необхо­димо ежедневно по несколько минут.

       Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

      Темп выполнения и количество упражнений постепенно уве­личивается.

      Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упраж­нений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (упражнения выполняют­ся от 5 до 10 - 15 раз).

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I.      Упражнения для нижней челюсти:                                                                                                                                                    

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько се­кунд.

2. Жевательные движения с сом­кнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты.

4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя че­люсть стоит на нижней, губы  в улыбке.<sub>                                                                                  </sub>

 II.     Упражнения для губ:

1.       «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты),

2.       «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед.

3.       Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ­БОЧКИ»

(Три предыдущих упражнения вы­полняются также с сомкнутыми гу­бами).

4.      Втягивание губ внутрь рта с плот­ным прижиманием их к зубам.

5.      Втягивание нижней губы под вер­хнюю.

III.     Упражнения для языка:

(Рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1.       «БОЛТУШКА» - движения языком вперед-назад.

2.       «ЧАСИКИ»- вправо-влево.

3.      «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз.

4.       Круговые движения языком.

5.      «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелка­нье) языком.

Источник: ж – л «Логопед» № 1 – 2009 г. Краснова А.Л. «Артикуляционная гимнастика и её значение»


Консультация для родителей

«Обогащаем словарь детей»

    Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

   Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).

   В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

   Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.

   Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.

   Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

   Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».

   Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.

Упражнения с существительными

Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).

Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)

Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).

Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

Упражнение с глаголами

Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)

Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),

Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.

Упражнения с прилагательными

Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).

Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).

Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).

Упражнения с наречиями

Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

Упражнение на подбор родственных слов

Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?

Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).

Упражнение на подбор сравнений

Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).

На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).

На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).

Упражнения на «зарисовку» слов

Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.

Например:

Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?

     - Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…

     - Попробуй нарисовать это состояние погоды.

     - Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;

     - «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;

     - нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.

   - отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море   – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.)

Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.


Рекомендации логопеда родителям.

Формирование навыков самоконтроля на письме

                Многие учащиеся начальной школы при письме допускают большое количество ошибок, при этом дети не замечают эти ошибки ни по ходу записи, ни при её проверке. Эти ошибки не имеют стойкого и постоянного характера. Повторная запись текста отличается от предыдущей количеством ошибок, их местом в тексте и характером. Всё  это свидетельствует о несформированности у младших школьников приёмов самоконтроля при письме разной степени выраженности.

          Низкий самоконтроль при письме у младших школьников характеризуется следующим:

  • Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
  • Часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых заданий.
  • Ребёнок не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствия.
  •  Ученик некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любым исправлением, в том числе, когда оно тут же меняется на противоположное.
  •  Школьник неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Ошибок, допущенных другими учениками, так же не замечает.
  •  Ученик обращает внимание лишь на нарушение внешних требований ("грязно", "загнуты углы").
  •  При просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки ребёнок действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотнося свои действия ни с какой схемой.

     Для развития контроля за собственной письменной продукцией можно рекомендовать несложные приёмы, которые родители могут использовать при подготовке с детьми домашнего задания.

1. Приём «Шифровка текста заданными буквами».

  • Только гласными (взрослый произносит слово или предложение, ребёнок «шифрует» его – пишет гласные буквы, а согласные обозначает черточками). Н-р, слово машина, будет выглядеть так: _ а _ и _ а.
  • Только согласными (взрослый произносит слово или предложение, ребёнок «шифрует» его – пишет согласные буквы, а гласные обозначает черточками). Н-р, слово стройка, будет выглядеть так: стр _ йк _ .
  • Только «ь» (взрослый произносит слово, ребёнок «шифрует» его – пишет только букву «ь», а все остальные буквы обозначает черточками). Н-р, слово больше, будет выглядеть так: _ _ _ ь _ _ .

2. Чтение  текста с установкой.

Например, читай и выполняй задание: все буквы А зачёркивай, О - подчеркивай. Можно использовать разные буквы от одной до пяти. Задание выполняется строго 5 минут каждый день.

3. Использование правил проверки написанного.

Ребёнку даётся установка:

1. Читай предложение вслух.

2. Подходят ли слова друг к другу?

3. Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог чертой, начиная с последнего слова. Чтение предложения с последнего слога необходимо для предупреждения «угадывающего» чтения.

                     3            2           1

Образец: Маша рисует петушка.

4. Использование комментированного письма.

      Комментирование не ограничивается четким проговариванием звуков и слогов, оно может быть расширено на стадии записи предложений, затем постепенно сворачиваться. Пример: ребенок четко произносит все предложение, говорит: «Пишу первое слово». Называет слово, записывает его по слогам с проговариванием слогов и выделением голосом гласных. Если слово заканчивается согласным — этот согласный называется «замочком» и выделяется («спит»: замочек — «т»). Следующие слова в предложении записываются аналогично.

5. Запись предложения орфограммами.

Взрослый диктует предложение, а ребёнок записывает записывает из него только орфограммы (изученные в данном классе).

Н-р, предложение   На полях созрела рожь и пшеница  после записи будет выглядеть так:   На _  о  со  ж ь   _ и _  е.

Формирование навыков «внимательного» чтения.

1. Чтение таблицы букв звуками.

Вдох -   чтение половины строчки – выдох – вдох – чтение второй половины строчки.

Таблица  букв.

У П О Б Д М Д Г И А Г Ь З O H Б Ю Д Р А Ц O Э Ъ Х

Й Ц У К Е Н Г Х Ъ З O Э Ж Д Л О Р П А В A Ь Ю М

Я Ч С М И Т Ь Б Ю Э Ъ Ж Д Л О Р П А В А Ы A Ф Й Ъ Ё Щ Х Б О Р П Е Г З В О Ж Т М С Ч Я Ю Э Ъ Ё Л Р Н Е К У З

Г И Л Д П А В Ш Ж О П В Ц Й Ъ Б Р М А Е Э Л П Н Ж З O Щ Ъ Х  

У П О Б Д М Д Г И А Г Ь З O H Б Ю Д Р А Ц O Э Ъ Х Й Ц У К Е Н Г Х Ъ З O Э Ж Д Л О Р П А В A Ь Ю М У П О Б Д М Д Г И А Г Ь З O H Б Ю Д Р А Л Д

Я Ч С М И Т Ь Б Ю Э Ъ Ж Д Л О Р П А В А Ы A Ф Й Ъ Ё Щ Х Б О Р П Е Г З В О Ж Т М С Ч Я Ю Э Ъ Ё Л Р Н Е К У З Б О Р П Е Г З В О Ж Т М С Ч Я Ю Э Ъ Ё Л Р Н Е К У З Т Ь

Щ Х Б О Р П Е Г З В О Ж Т М С Ч Я Ю Э Ъ Ё Л Р Н Е К У З Г И Л Д П А В Ш Ж О П В Ц Й Ъ Б Р М А Е Э Л П Н Ж З O Щ Ъ Х  У П О Б Д М Д Г И А Г Ь З O H З В О Ж Т М С Ч Я Ю Э Ъ Ё Л Р Н

У П О Б Д М Д Г И А Г Ь З O H Б Ю Д Р А Ц O Э Ъ Х Й Ц У К Е Н Г Х Ъ З O Э Ж Д Л О Р П А В A Ь Ю М

Я Ч С М И Т Ь Б Ю Э Ъ Ж Д Л О Р П А В А Ы A Ф Й Ъ Ё Щ Х Б О Р П Е Г З В О Ж Т М С Ч Я Ю Э Ъ Ё Л Р Н Е К У З Г И Л Д П А В Ш Ж О П В Ц Й Ъ Б Р М А Е Э Л П Н Ж З O Щ Ъ Х  Л Р А К У Ц Й Ё Ъ Ь Р М С Ч

2. Чтение слов, текста с установкой.

Например, читай и выполняй задание: все буквы А зачёркивай, О - подчеркивай. Можно использовать разные буквы от одной до пяти. Задание выполняется строго 5 минут каждый день.

3. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы, рекомендуются следующие приемы:

- Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-<st1:metricconverter productid="6 см" w:st="on">6 см</st1:metricconverter>), ребенок раскрашивает или штрихует ее.

- Лепка ребенком буквы из пластилина.

- Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

- «Написание» широкими жестами букв в воздухе.

- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. И пусть такие сравнения придумывает сам ребенок! Например, буква а - это буква с животиком и хвостиком и т. п.

- Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами.

- Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.

4. Упражнения на развитие «внимательного» чтения и письма.

  • Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке
  • Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.
  • Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или с прикрытой верхней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и  наоборот.
  • Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
  • Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.
  • Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.

Консультация «Логоритмика — веселое и полезное занятие для вашего ребенка»

Дыхательная гимнастика

Игры с карандашами

Как развить ручную умелость

Мой ребенок зачислен в логопункт

Артикуляционная гимнастика

Роль родителей в развитии речи детей

Повышение уровня речевой готовности ребенка к школе

Учимся рассказывать

Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Как подготовить руку ребенка к письму

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Развиваем мелкую моторику рук

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.