Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Задания для высокомотивированных учащихся

Дата: 9 ноября 2020 в 20:55, Обновлено 9 ноября 2020 в 23:26
1 059 просмотров

Задания

  по русскому языку и литературе

1.  Распределите слова по трём группам в зависимости от того, на какой слог падает ударение.

Сироты, памятуя, позвонит, сетчатый, баловать, дремота, приняла, маковка, ломтями, облегчить, паралич, углубить, игольчатый, зубчатый, эксперты, документ, значимый, мытарства.

2.  Распределите   данные    ниже    слова     по     способу    словообразования:   1)  приставочный;

2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный. Выделите словообразовательные морфемы.

Взлететь, подснежник, душонка, синь, вылет, раскрасавица, межпланетный, подыскать, засветло, задира, спасатель, по-умному, небезвредный, дождливый, зимовать, вперемешку, вход, нечисть.

3. Устраните допущенные речевые ошибки и запишите исправленные варианты.

1) У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света. 2) Мы подходим к

перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой. 3) Ребята часто ходят в лес, который находится недалеко от озера, в котором они ловят рыбу.

4. Составьте словосочетания, правильно употребив форму управляемого слова.

1) Больше времени уделять (чтение книг). 2) Включиться (строительство дороги). 3) Вопреки (противопожарные действия). 4) Восхищаться (благородный поступок). 5) Грустить (школьные друзья).          6)  Исходить              (это  предположение).  7)  Обращать  внимание  (физическая  подготовка). 8) Озабоченность (положение дел в стране). 9) По истечении (десять дней).

5. Найдите неверные утверждения.

1) Грамматическая основа может состоять из двух главных членов – подлежащего и сказуемого или из одного главного члена. 2) Предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные, называются распространёнными. 3) Грамматическая основа предложения обязательно состоит из двух главных членов. 4) Предложения с одним главным членом называются нераспространенными. 5) Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. 6) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, восклицательные.

6 . Замените заимствованные слова русскими синонимами.

            Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

7. Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы.

            1) Наконец-то наступило тепло.

            2) Помещение тепло и просторно.

            3) Его встретили очень тепло.

            4) Сегодня на улице теплее.

            5) Его руки теплее, чем мои.

8. К каждому фразеологизму подберите фразеологизм, противоположный по смыслу.

1) Бросить якорь, 2) витать в облаках, 3) кот наплакал, 4) у чёрта на куличках.

9. Определите жанр следующих произведений.

1) А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»; 2) Л.Н. Толстой «Отрочество»; 3) Н.В. Гоголь «Ревизор»; 4) М. Горький «Старуха Изергиль»; 5) Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», 6) «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…».

10. Укажите, из каких произведений данные герои. Назовите их авторов.

1) Алеко,  2) Герасим, 3) Очумелов, 4) Дефорж, 5) Хлестаков.

1. Определите, сколько раз встречается звук [с'] в стихотворном фрагменте. Выпишите слова, в которых есть этот звук.

         Мир – это шелест листов и листьев,

         мир – это шорох колос и колосьев,

         мир – это ярость косы и кисти,

         мир – это яркость проспектов и просек.

                                                                            В. Кочетков

         2. В каких словах произносятся звуки[ч'н], а в каких звуки [шн]: конечно, бессердечный, Ильинична, суточный, скворечник, подсвечник.

        

         3. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

Крыжовник, четверка, фасоль, вьюга.

        

         4. В каких словах 5 букв и 5 звуков?

         Яхта, метод, жердь, ладонь, шитье, майка, ружьё.

5.  В каких словах количество букв не совпадает с количеством звуков?

Сельдь, щедрый, бактерия, колдунья.

     6. Разбейте приведенные ниже слова на три группы: 1) слова, в которых произносятся и твердые, и мягкие согласные; 2) слова, в которых произносятся только твердые согласные; 3) слова, в которых произносятся только мягкие согласные.

Венчики, дочка, жильѐ, идешь, ложится, перебежчики, печаль, счесть, термос, учащийся, шалашик, ямка.

7.                 В каких рядах во всех словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

1)    суфле, якорь, наемник;

2)    январь, съёжились, затухающий;

3)    юрта, сериал, рябчик;

4)    ехидство, таять, союз;

5)    проект, уютный, ельник.

 

8.     Найдите среди утверждений верные.

1.     В русском языке звуков меньше, чем букв алфавита.

2.     В речи звуки в сильной позиции не изменяются, а в слабой – изменяются.

3.     Гласные звуки [и,] [у], [а] звучат одинаково под ударением и без ударения.

4.     Озвончение парных глухих согласных звуков происходит перед непарными звонкими согласными звуками.

5.     Мягкий и твердый согласные звуки, составляющие пару по признаку мягкости-твердости, обозначаются одной буквой.

 

9.     Разделите данные слова на группы по способам словообразования.

Ослушаться, противоядие, околоземный, двухнедельный, обвинительный, наутро, самокритичный, полупальто, юго-западный, рассмешить, светобоязнь, предплечье, порыбачить, земледелец.

10. Составьте слова из выделенных морфем (один столбик – одно слово).

https://sites.google.com/site/onlajnprofilnyjlagerpop/_/rsrc/1598248612083/10-russkij-azyk-i-literatura/123.jpg <v:fill o:detectmouseclick="t"> https://sites.google.com/site/onlajnprofilnyjlagerpop/_/rsrc/1598248612083/10-russkij-azyk-i-literatura/123.jpg</v:fill>


 

          11. Какие слова образованы суффиксальным способом?

         Клюквенный, сделать, журнальчик, заречье, докладчик, подорожник, поливитамины.

12. Образуйте существительные с суффиксом -от-   от слов: красный, черный, зеленый, широкий, высокий, узкий, дремать, зевать, спать, красивый, простой, глубокий.

 13. Распределите слова в две колонки: 1) пишется о на конце существительных после шипящих; 2) пишется е на конце существительных после шипящих.

Луч..м, калач..м, пейзаж..м, товарищ..м, луж..й, туч..й, лапш..й, пшениц..й, циркач..м,  плеч..м, суш..й, ландыш..й, мяч..м,  круч..й.

 

14. Распределите слова в две колонки: 1) пишется ь; 2) не пишется ь на конце существительных после шипящих.

Суш.., лещ.., борщ.., рож..,  дрож.., этаж.., кирпич.., матч.., много туч..., нет задач.., мало луж.., пустош.., от передач.., после встреч.., из рощ.., из-за туч.., обруч.., дич.., реч.., пейзаж.., плющ.., ковш.., доч.., тиш.., камыш.., глуш.., с пастбищ.. .

15. Распределите слова в две колонки: 1) слитное написание; 2) написание через дефис.

(Где)нибудь поблизости, жгло (по)вчерашнему, (по)вчерашнему расписанию, (по)праздничному городу, выглядеть (по)праздничному, бродить (по)осеннему лесу, тосковать (по)настоящему делу, (по)летнему голубое небо, шли (по) медвежьему следу, идти (по)медвежьи, (по)прежнему тихо, шли (по)прежнему маршруту, откуда(то) слева, (по)моему проекту, где(то) справа, явиться (нежданно)негаданно, где(то) рядом, (темным)темно.

 

16. Выпишите слова в две колонки: 1) пишется в корне е; 2) пишется и в корне.

          Соб..раться, разб..ру, зам..рать, бл..стеть, зам..рало, бл..стать, зам..рло, пр..берет, раст..рать, забл..стать, выт..рать,  выб..рать, бл..стящий, заж..гательный, ст..реть, бл..стать, прот..реть, выст..рали, выд..раю, заб..раю, прот..реть, соб..рающий, выч..сть, забл..стел, соб..раться, заст..лать, перет..рать, уп..раться, зам..рло, разд..ру, бл..стательный, расст..лить, зап..реть, зап..рать, доб..раться, соб..ру, изб..рать, соч..тать, расст..лать.

 

    17. Выпишите словосочетания, в которых в одном из слов пишется  -нн-

         Багря..й закат, обеща..ый подарок, гости..ая комната, прида..ое невесты, жаре..ые в масле пирожки, взбешё..ый человек, оловя..ые солдатики, рва..ый рукав, выкова..ые обручи, беше..ый темп.

 

18. Какими частями речи являются слова на -о в предложениях.

1.     Старик стал торопливо подниматься на крыльцо.

2.     Жили мы с ним тихомирно, никаких недоразумений у нас не было.

3.     Лицо его было мрачно и уныло.

4.     Я люблю жизнь страстно! (А.П. Чехов).

5.     Это – трогательно! (М. Горький).

 

19. Образуйте от глаголов колебать, видеть, рекомендовать, мучить, взвешивать страдательные причастия настоящего времени и запишите их.

 

20. В словарных словах исправьте ошибки, если они есть.

Индивидуумдрушлаг, грейпфрукт, инцидент, почтампт, невропатолог, скурпулёзный, монпасье, интриган, юрисконсульт, противень, инплантант, дерматин, конъюктура.

 

21. Укажите слова, для которых все характеристики верны. Ответ прокомментируйте.

 Кофе – существительное среднего рода, несклоняемое.

Красивый – прилагательное, качественное, имеет краткую форму во всех числах и родах.

Пятнадцать – числительное, количественное, простое.

Спешить – глагол совершенного вида, в неопределённой форме.

Сгоряча – наречие, выражает значение причины.

В заключение – предлог, непроизводный, составной.

Увы – междометие, выражает сожаление.

Именно – частица, со значением уточнения, формообразовательная.

22. Образуйте существительные с приставками без-, бес- от слов: сильный, словесный, искусный, ценный, злобный, толковый, снежный, крайний.

23. От данных слов с помощью суффиксов образуйте имена существительные с указанным значением.

Минск – житель города.

Граф – лицо женского рода.

Гимназия – лицо по принадлежности к учебному заведению.

Чай – частица однородной массы.

Корова – мясо животного.

Старый – группа предметов, объединенных общим признаком.

Бронхи – заболевание.

 

24. Найдите ошибки, допущенные в предложениях.  Запишите исправленный вариант.

1.     Я стараюсь учиться во весь дух.

2.     Друзья остались друг с другом наедине.

3.     Я работаю аккуратно со дня на день.

4.     Я растерял карандаши все как один.

5.     Ушла не солоно хлебав.

6.     Мы поднялись рано, чем свет.

 

25. Определите тип связи в словосочетаниях.

Наесться досыта, подарок маме, очень быстро, русский и белорусский, без двадцати рублей, яйцо всмятку, неутомимый труженик, давайте споем, в Машиной сумке.

 

26. В  наименованиях лингвистических терминов исчезла буква и. Что это  за термины? В каких разделах русского языка они изучаются?

 Сляне, сторзмы, прмыкане, нфнтв.

 

27. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака.

Гениальный, способный, талантливый; громадный, колоссальный, большой; противный, омерзительный, неприятный; бесстрашный, смелый, храбрый; устремиться, броситься, ринуться.

 

28. Подберите антонимы с суффиксом -от- к следующим словам: грязь, злость, уродство, сложность.

        

         29. К каким частям речи относятся следующие слова:

         десяток, вдесятеро, удесятерить, десять, десятый.

 

         30. Составьте с паронимами словосочетания, используя слова, написанные в скобках.

Опасение –  опаска (смотреть с, серьезное).

Враждебный –  враждующий – вражеский (взгляд, страна, танки).

Подтвердить – утвердить (информация, план).

Усиленный – усилительный (питание, подстанция).

Тактичный – тактический (задачи, собеседник).

Настойчивый – настоятельный (спортсмен, просьба).

         31. Укажите неверные утверждения. Ответ прокомментируйте.

1.     По интонации предложения делятся на побудительные, вопросительные и повествовательные.

2.     По наличию второстепенных членов на распространенные и нераспространенные.

3.     По строению грамматической основы – на полные и неполные.

4.     По количеству грамматических основ на простые и сложные.

5.     По полноте -  на двусоставные и односоставные.

 

         32. Исправьте речевые недочеты в предложениях, связанные с употреблением паронимов.

1.     При Петре І было восстание стрелков.

2.     После школы мы сыто пообедали.

3.     Всем очень понравился рыбий суп.

4.     Это была памятливая для нас поездка.

5.     Телефонистка вызывала по телефону всех абонементов, проживающих в этом доме.

6.     Моя подружка большая юмореска по натуре.

7.     Соседская собака была злостная, всех кусала.

 

33. Допишите пословицы (недостающее заключительное слово должно рифмоваться с одним из слов в первой части пословицы).

         Кто хочет много знать, тому надо мало …

         Грамоте учиться – всегда …

         Идти в науку – терпеть …

         Учился читать да писать, а выучился петь да …

         Мелет день до вечера, только слушать…

         Говоришь по секрету, а выйдет всему …

         Язык болтает, а голова не …

         За твоим языком не поспеешь …   

 

         34. Укажите правильные утверждения. Ответ прокомментируйте.

       1. Односоставным называется предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена.

         2. В словосочетании с зависимым словом-наречием  вид связи – согласование.

  3. По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

         4. Прямое дополнение может иметь форму родительного падежа.

         5. Повествовательное предложение содержит сообщение о каком-либо факте.

 

         35. Укажите синтаксическую функцию   инфинитива в предложениях.     

1.     Желание посмотреть  фильм победило.

2.     Все решили поехать на экскурсию.

3.     Я готов    решить ваш вопрос.

4.     Нам сказали дочитать текст дома.

5.     Все мы будем помнить свою первую учительницу. 

  36. Замените каждое слово в предложении на синоним. Следите за тем, чтобы предложение не потеряло смысла.

 Шофер стал внимательно всматриваться во мрак.

1. Выпишите из текста слова в две группы: 1) в которых звуков больше, чем букв; 2) в которых букв больше, чем звуков. Ответ прокомментируйте.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля…                     (А. C. Пушкин)

 2. Выпишите слова, в которых есть буквы, не обозначающие в данном слове звуков. Буквы, не обозначающие звуков,  напишите прописными.

Рояль, адъютант, поёшь, синий, бессовестный, разносчик, звездный, ночь.

 3. Отметьте правильные утверждения.

        1.     Гласные звуки образуются с помощью шума и голоса.

        2.     Сильными позициями для глухих и звонких являются позиции перед гласными и перед р, л, м, н, й, в.

        3.     Каждая буква в слове всегда обозначает один звук.

        4.     Ударение в русском языке свободное.

        5.     Непарными глухими согласными являются [ж], [ш], [ц].

 4.Выпишите слова, в которых ударение поставлено правильно.

НачАвшись, прИбыв, обострИв, понЯв, углУбив, бОсые.

           5.     Выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Чаща, песня, жили, целитель, весть, щурься, синий.

     6.     Выпишите слова, в которых все звуки звонкие:

          Рыбак, нога, мой, полотенце, зубило.

     7. Сколько раз каждый из звуков слова “свой” встречается в следующем предложении:

         За стеной всю ночь бушует страшный ветер.

           8.     Восстановите орфографический облик следующих слов.

         [искýсный],  [мунштýк],   [здóбный],  [йáства], [грус'т'].

             9.     Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

            Нежный, накрепко, сверхмощный, расчётливый.

         10. Определите способ словообразования слов: а) приставочный;                             б)  суффиксальный; в) приставочно-суффиксальный. 

Взлететь, подснежник, душонка, десантный, раскрасавицы, бездумный межпланетный, имбирный, подыскать, засветло, спасатель, по-умному, небезвредный, дождливый, зимовать, вперемешку.

          11. Восстановите последовательность образования следующих слов. Запишите эти слова.

         Резчица – … – резать;  побелеть – … – белый;   выздоровление – … – здоровый;

         позаботиться – … – забота;  нечестно – … – честный.

12. Укажите неправильное утверждение. Ответ прокомментируйте.

1. Существительные изменяются по родам, числам, падежам.

2. Глаголы в определённой грамматической форме могут иметь признак числа и рода.

3. Прилагательные могут иметь полную и краткую форму.

4. Местоимение изменяется по падежам.

 13. Какими частями речи могут быть слова мелок, гнёт. Составьте и запишите словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

 14. Определите и запишите, какой частью речи является слово  смел в следующих предложениях. Ответ прокомментируйте.

1.     Как он смел! 2. Как он смел?

            15. Выберите правильный ответ. Как называются слова в скобках?

1.     (Невежа, невежда) с пренебрежением относится к правилам хорошего тона.

2.     Письмо дошло до (адресата, адресанта).

3.    (Адресат, адресант) обращался в письме к своему другу с приглашением приехать в гости.

4.     Слово (представляется, предоставляется) директору школы.

5.     С утра на малыша (одели, надели) теплые сапоги и шубу.

6.     С утра малыша (одели, надели) в теплые сапоги и шубу.

7.     Долгое время ученикам не удавалось (освоить, усвоить) понятие синонимов.

      16. Раскройте скобки. Из перечисленных слов составьте словосочетания «прилагательное + существительное».

         Жилищный, жилой (дом, кодекс); жизненные, житейские (будни, планы); запасной, запасливый (игрок, хозяин); сытый, сытный (обед, человек); эффектный, эффективный (способ, костюм); гарантийный, гарантированный (доход, договор); лиственный, листовой (салат, лес); мудреный, мудрый (политик, замок).

             17. Замените следующие словосочетания одним словом:

человек, богатый на выдумки; легкий ветерок; гриб, растущий под березой; человек, кроющий крышу; нежный негромкий звонок; рабочий, изготовляющий бетон; автор сатирических произведений; уже не икринка, но еще не лягушка; маленький замóк; человек, умеющий хорошо рассказывать, сотрудник разведки.

                           

         18. Какие утверждения являются правильными. Ответ прокомментируйте.

          1.   Каждое существительное относится к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

          2.    Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы.

     3. Суффикс – это значимая часть слова, которая служит только для образования различных форм слова.

          4.    Падеж определяется по вопросу.

 

       19. Определите, какой частью речи являются выделенные в предложениях слова.

            1.     Летом очень душно. Лето душно.

         2.     Миловодное лицо девушки было грустно. И ему вдруг стало грустно и жаль прошлого.

            3.     Лицо хозяйки было скучно. Вместе тесно, а врозь скучно.

            4.     Кругом тихо. Утро тихо и ясно.

       20. Запишите словами числительное 600 895 и просклоняйте его.

        21. Раскройте скобки. Ответ прокомментируйте.

Необычный предмет (в)роде шара – согласовать (в)роде, числе, падеже;

прийти (на)встречу с друзьями – выйти (на)встречу подруге; отменить экскурсию (в)виду плохой погоды – иметь (в)виду; обратить внимание (на)подобие геометрических фигур – сооружение (на)подобие пирамиды; договориться (на)счёт конкурса – перевести деньги (на)счёт в банке.

          22. Раскройте скобки и запишите правильный вариант. 

         Двадцать один  ученик (явились, явился) на собрание.

         Часть учеников (выполнили, выполнила) задания плохо.

         Большинство учеников (решили, решило) все уравнения.

         Задача имеет два и более (варианта, вариантов) решения.

         На экскурсию (поехали, поехал) тридцать один ученик.

      23. Подберите и вставьте вместо точек слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»:

         битва (…) ругань; гримаса (…) снаряд; изогнутый (…) одноглазыйрука (...) виноград.

24. Разграничьте личные и притяжательные местоимения его, ее, их.

         1.     Я их тоже, со своей стороны, уверяю, а у самого душа в пятки уходит.

2.     А отец не хотел знать его великодушия и смирения…

3.     …не слушался его

4.     Ее походка, ее движения были решительны и свободны.

5.     Приняли меня в его семье хорошо.

6.     Попроси ее всегда и помногу писать о здоровье

7.     Попроси писать о ее здоровье.

8. «Ты тоже здесь спортом занимаешься?» – спросил я его.                                                                                                                                           

25. Определите в  словосочетаниях вид связи и грамматическое значение.

В Машиной комнате, поездка в Несвиж, ответил невпопад, крепкого кофе, давайте нарисуем, интереснее её, слишком добрый.

 26. Укажите, каким членом предложения является инфинитив в каждом предложении.

Шум за окном мешает учить стихи.

Даже в ненастную погоду спортсмен  выходит из дома пробежаться по стадиону.

Учиться всегда пригодится.

Я буду вам рассказывать  невероятно интересные истории.

У меня заветная мечта –  побывать на Камчатке.

        27. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые. Ответ прокомментируйте.

Любишь каждую травинку (1) поникшую от росы (2) или согретую солнцем (3) каждое деревцо над озером (4) трепещущее в безветрии листьями (5) каждое облако (6) плывущее по бледному (7) и высокому небу. (К.Г. Паустовский).

28. Укажите, какие нормы в предложениях нарушены. Запишите исправленные варианты.

         До отправления поезда время у нас было достаточно.

Выполняя это задание, нам понадобились словари.

Такие виды птиц и растений встречаются только в болотной местности.

29. Ученик неправильно расставил знаки препинания в предложении, что привело к искажению смысла. Исправьте ошибки.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах – всего двадцать.

30Исправьте ошибки в следующих выражениях: вернуться назад, жестикулировать руками, длинная и продолжительная речь, бесплатный подарок?

31. Подберите антонимы к выделенным словам и запишите получившиеся пословицы.

Говорить ложь – находить вражду.

Молодость не горе.

  32. К фразеологизмам подберите синонимичные наречия.

1.     Испокон веков.

2.     Когда рак на горе свистнет.

3.     Коту под хвост.

4.     На голову выше.

5.     На своих двоих.

6.     От всего сердца.

7.     Плечом к плечу.

8.     После дождичка в четверг.

 33. Определите слово по лексическому значению.

                Картина, воспроизведенная посредством печати.

             Инструмент для вычерчивания окружностей, дуг, измерения и переноса размеров на чертежи.

        Способ создания орнаментов, изображений путем наложения на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, материи.

               Уровень общественного развития и материальной культуры.

    34. В каких словосочетаниях  нарушены нормы лексической сочетаемости. Исправьте ошибки?

         Внутренний интерьер комнаты; прейскурант цен; ведущий специалист; дружеские отношения; необычный феномен; бороться всеми нашими ресурсами; располагаться в отдалении; река встала в ноябре; критически переоценить свою работу.

         35. Блиц

1.     Запишите наречие, которое пишется с двумя дефисами.

2.     Запишите наречия, в которых пишутся четыре буквы к.

3.  Запишите наречие, которое пишется через дефис и читается одинаково слева направо и справа налево.

4.     Что было завтра, а будет вчера?

5.     Запишите наречие, состоящее из 10 букв.

 

36. Переведите на русский язык.     

         Атрымаць добрае выхаванне   можна не толькі ў сваей сям’і ці ў школе, але і ў самаго сябе. Трэба толькі ведаць, што такое сапраўдная выхаванасць.  Выхаваны чалавек – гэта той, хто хоча і ўмее лічыцца з іншымі. Гэта той, хто ў роўнай ступені ветлівы са старэйшым і малодшым па ўзросце і становішчы.  (Па Д. Ліхачову)       

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.