Сценарий мероприятия "Поможем пернатому другу" (учащиеся 6,7 классов)
Цель мероприятия: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи мероприятия:
-закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
-развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас
Все к друг другу повернитесь.
А теперь все улыбнитесь,
Улыбнитесь мне садитесь по местам.
2. Вводная беседа. Постановка цели.
Мы сегодня собрались для того, чтобы поговорить и узнать что-то новое о птицах. Ребята нашей школы любят этот праздник, в нем принимают активное участие как младшие, так и старшие классы.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари! (И.С.Никитин)
3. Беседа о птицах
• Ребята, а какие птицы встречаются в нашей местности? (Голуби, вороны, ласточки, фазаны, орлы, трясогузки, воробьи и т.д.)
• Какие птицы называются перелетными? Назовите этих птиц.
А знаете ли вы причины перелета птиц?
Ученые полагают, что перелеты птиц связаны с сезонным чередованием условий существования. Из века в век многие птицы улетают из районов, которые подвергаются засухе или ливневым дождям. Осенний перелет также обусловлен уменьшением количества привычной пищи и сокращением светлого времени суток. Такие явления заранее служат сигналом к отлету.
Знаете ли вы, как птицы ориентируются во время полетов? Каким образом они находят дорогу на зимовку и обратно? Важную роль в этом играет зрительная память и способность птиц ориентироваться по Солнцу. Но многие птицы совершают перелеты ночью, а днем кормятся. Специальные опыты в планетариях показали, что птицы способны ориентироваться по звездам.
• Скажите, ребята, какие писатели посвящали рассказы, стихи птицам? (Пришвин, Крылов, Соловьев, Бальмонт, Толстой, Фет и др.)
Очень хорошо, что вы читаете книжки, значит, и загадки сможете разгадать.
1. На шесте дворец – во дворце певец. (Скворец.)
2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)
3. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)
4. В воде купался, а сухим остался. (Гусь.)
5. Спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце. (Ласточка.)
6. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух.)
7. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
4. Викторина
Ребята, вы любите играть? Давайте мы с вами проведем викторину.
Поразмыслим, один вопрос – три ответа. Найди правильный!
Вопросы:
1. Для чего дятел «барабанит»?
- клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2. Зачем страус голову в песок прячет?
- от страха;
- освобождается от паразитов;
- разыскивает пищу.
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)
3. Сколько перьев у птиц?
- не пересчитать;
- более тысячи;
- более десяти тысяч.
(И всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)
4. Какие птицы самые быстрокрылые?
- соколы и ястребы;
- ласточки и стрижи;
- утки и чайки.
(«Эх ты, ласточка - касатка быстрокрылая…»- поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 км в час.)
5. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?
- журавль откладывает всего одно яйцо;
- сильный птенец убивает слабого;
- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупив-шиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)
5. Игра «Прилетели птицы».
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
И даже ватрушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы
Все вы молодцы!
Птицы являются не только украшением природы. Но и приносят человеку пользу .Они поедают вредных насекомых, помогают деревьям; есть птицы поедающие грызунов, которые разносят различные болезни. Например, сова уничтожает за год 1000 грызунов.
Если учесть ,что каждая мышь может съесть за год один килограмм зерна, то, значит, сова спасает в год тонну хлеба.
У кукушки необыкновенный аппетит :за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей. Она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Ученики:
Охраняйте птиц!
Милый, птиц ловить не надо!
Обижать птенцов не надо!
Будут птицы на свободе-
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде..
Нет- вредителям пощады!
Пусть не губят урожай!
Мы друзья встречаем дружбой,
А врагов уничтожаем!
Берегите птиц!
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй её гнезда,
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поёт весною соловей,
И над просторами земли
Летают стаи голубей.
6. А теперь проведем конкурс «Поменяй букву»
-палка (галка)
-корона (ворона)
-врач (грач)
-капля (цапля)
7. Попробуйте решить задачи на смекалку.
«Две вороны». На берегу сидели две вороны и смотрели: одна на север, другая на юг.
-У тебя, - говорит одна, - лапки в грязи.
-А у тебя, - говорит другая, клюв в земле.
Как же так: смотрят в разные стороны света, а друг друга видят? (Вороны смотрели друг на друга)
«Сколько голубей?»
На дереве сидели 5 голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные улетели.)
А теперь, ребята, давайте решим кроссворд.
Назовите четыре птицы на букву «С»
с |
о |
в |
а |
|
|
|
с |
о |
р |
о |
к |
а |
|
с |
и |
н |
и |
ц |
а |
|
с |
н |
е |
г |
и |
р |
ь |
Молодцы, ребята вы с этим заданием справились.
8. Подведение итогов
Ученик:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Береги свою планету –
Ведь другой такой на свете нету!
Ребята дают обещание беречь свою планету, быть настоящими защитниками природы.
Хочу поблагодарить детей, которые активно принимали участие при изготовлении кормушек ,участвовали в конкурсе рисунков…
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, крича:
«Спасибо вам великое!»
И вам, ребята, спасибо за урок!